Школная библиотека ГБОУ СОШ № 2 состоит из двух помещений (склад,библиотека),находящихся на первом этаже в центральном холле школы. Библиотека включает в себя читальный зал,где можно познакомиться с новинками периодических изданий и абонемент где можно взять нужную литературу. В билиотеке можно получить библиографическую и элекетронную информацию.Библиотека имеет ПК с выходом в интернет,множительную и копировальную технику. Школьная библиотека имеет свою страницу на сайте школы, информация на которой постоянно обновляется. Библиотека активно сотрудничает с библиотеками других образовательных учреждений района, с детскими учреждениями и учрежденями дополнительного образования:
http://www.bezschool-1.ru (ГБОУ СОШ №1)
http://bez-s3.edusite.ru (ГБОУ СОШ №3)
http://bez-mousosh4.narod.ru (ГБОУ СОШ №4)
http://berezka3-bez.ucoz.ru (Детский сад «Березка»)
http://nshdsgarmoniya.ucoz.ru (ГБОУ начальная школа «Гармония»)
http://cdtkamerton.ucoz.ru (Центр детского творчества «Камертон»)
Общие положения.
1. Правила пользования библиотекой — документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок библиотеки, права и обязанности читателей библиотеки.
2. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники общеобразовательного учреждения.
3. К услугам читателей предоставляются: фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся; методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей:
-книги, газеты, журналы;
-индивидуальные формы работы с читателями.
4. Библиотека обслуживает читателей:
-на абонементе (выдача произведений печати на дом);
-в читальном зале (помещение, где читатели работают с изданиями, которые на дом не выдаются).
Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию читателей составлено расписание работы библиотеки.
Права, обязанности и ответственности читателей.
1. Читатель имеет право:
1.1. Пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационными услугами:
-иметь доступ к библиотечным фондам и информации;
-получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания, аудио/ видео материалы CD;
-получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;
-продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
-использовать справочно-библиографический аппарат;
-пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием;
-получать библиотечно-библиографические знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией.
1.2. Читатели обязаны:
-соблюдать правила пользования библиотекой;
-бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки;
-возвращать в библиотеку книги и другие документы в установленные сроки;
-не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
-пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными и периодическими изданиями только в помещении библиотеки;
-при получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику.
-расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов);
-при утрате и неумышленной порче изданий заменить их равноценными;
-ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
-при выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
-соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки, верхнюю одежду оставлять в гардеробе школы.
1.3. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут применены административные санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой.)
1.4. Личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.
1.5. Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает административную ответственность либо равноценную замену.
Обязанности библиотеки.
Библиотека обязана:
-обеспечить бесплатный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;
-обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;
-своевременно информировать читателей обо всех видах предоставляемых услуг;
-предоставлять в пользование справочно — библиографический фонд, осуществлять другие формы библиотечного информирования;
-изучать потребности читателей в образовательной информации;
-вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;
-вести устную и наглядную массово-информационную работу (организовывать книжные выставки, просмотры литературы, библиотечные уроки, экскурсию в библиотеку и другие мероприятия);
-систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;
-проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;
-обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов;
-проводить мелкий ремонт книг, привлекая к этой работе библиотечный актив;
-способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией;
-создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;
-обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения.
Заповеди читателя
1. Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии — пища для ума, а рассказы, стихи и сказки — пища для души.
2.Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать — читай с карандашом, делай пометки, выписки
3. Пользуйся оглавлением!
4. Не жалей на чтение ни времени, ни сил.
5. Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она, и запиши.
6. Сравни новые знания с тем, что тебе было известно до знакомства с книгой.
Основные задачи библиотеки.
— Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети)
— Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
— Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
— Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
— Формирование комфортной библиотечной среды.
— Проведение массовой работы по мере возможности
— Привлекать в библиотеку, как можно больше читателей
Организация библиотечного обслуживания.
— Ведение и обновление элктронного каталога;
— Выполнение тематических, фактических и информационных справок.
— Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности
— Поддержка и обеспечение учебно-воспитательного процесса школы путем библиотечного обслуживания читателей библиотеки:
· на абонементе
· в читальном зале
— Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школы с применением новых информационных технологий.
— Приобщение учеников к массовому чтению художественной литературы, способствовать самообразованию школьников, учителей
— Пропагандировать и рекламировать библиотечный фонд книжными выставками, объявлениями, устными рекомендациями
Массовая работа с читателями:
— Индивидуальное информирование педагогов о новых поступлениях
— Выставки-обзоры поступающих новинок
— Тематические выставки, посвященные юбилейным и памятным датам
— Пропаганда библиотечно — библиографических знаний
— Стимулирование интереса к чтению
— Литературно-творческие игры, увлекательные путешествия с героями книг.
— Обзор посещаемости библиотеки
Формирование библиотечного фонда.
— Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
— Изучение состава фонда и анализ его использования;
— Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (основной фонд);
— Работа с фондом: проверка расстановки книжного фонда и перестановка его в соответствии с таблицами ББК;
— Оформление подписки на периодические издания, контроль доставки(май, ноябрь);
— Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
— Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам, в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов.
Работа по сохранности фонда:
— Проверка возвращаемых документов
— Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
— Организация работ по мелкому ремонту изданий
— Составление списков должников, извещение классных руководителей
— Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
Работа с учебным фондом.
— Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2013 – 2014 учебный год.
— Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
— Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам
— Ведение журнала выдачи учебников.
— Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений.
— Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013/2014 год администрацией школы
— Осуществление контроля за выполнением сделанного заказа
— Прием и техническая обработка поступивших учебников; оформление накладных, запись в книгу суммарного учета; штемпелевание; оформление картотеки на бумажных и электронных носителях.
-
Информирование учащихся и педагогов о новых поступлениях учебников, учебных пособий,журналов и других вспомогательных пособий.
— Размещение новых учебников в фонде и на сайте школы
— Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
— Работа по мелкому ремонту учебной литературы
— Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.
— Оформление накладных на поступившую учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию
— Сбор, расстановка учебной литературы
— Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы