• Вт. Ноя 19th, 2024

Школьная библиотека | Общие сведения

  • Главная
  • Школьная библиотека | Общие сведения

Школная библиотека ГБОУ СОШ № 2 состоит из двух помещений (склад,библиотека),находящихся на первом этаже в центральном холле школы. Библиотека включает в себя читальный зал,где можно познакомиться с новинками периодических изданий и абонемент где можно взять нужную литературу. В билиотеке можно получить библиографическую и элекетронную информацию.Библиотека имеет ПК с выходом в интернет,множительную и копировальную технику. Школьная библиотека имеет свою страницу на сайте школы, информация на которой постоянно обновляется. Библиотека активно сотрудничает с библиотеками других образовательных учреждений района, с детскими учреждениями и учрежденями дополнительного образования:

http://www.bezschool-1.ru (ГБОУ СОШ №1)

http://bez-s3.edusite.ru (ГБОУ СОШ №3)

http://bez-mousosh4.narod.ru (ГБОУ СОШ №4)

http://berezka3-bez.ucoz.ru (Детский сад «Березка»)

http://nshdsgarmoniya.ucoz.ru (ГБОУ начальная школа «Гармония»)

http://cdtkamerton.ucoz.ru (Центр детского творчества «Камертон»)

Общие положения.

1. Правила пользования библиотекой — документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок библиотеки, права и обязанности читателей библиотеки.

2. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники общеобразовательного учреждения.

3. К услугам читателей предоставляются: фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся; методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей:

-книги, газеты, журналы;

-индивидуальные формы работы с читателями.

4. Библиотека обслуживает читателей:

-на абонементе (выдача произведений печати на дом);

-в читальном зале (помещение, где читатели работают с изданиями, которые на дом не выдаются).

Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию читателей составлено расписание работы библиотеки.

Права, обязанности и ответственности читателей.

1. Читатель имеет право:

1.1. Пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационными услугами:

-иметь доступ к библиотечным фондам и информации;

-получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания, аудио/ видео материалы CD;

-получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;

-продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;

-использовать справочно-библиографический аппарат;

-пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием;

-получать библиотечно-библиографические знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией.

1.2. Читатели обязаны:

-соблюдать правила пользования библиотекой;

-бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки;

-возвращать в библиотеку книги и другие документы в установленные сроки;

-не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;

-пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными и периодическими изданиями только в помещении библиотеки;

-при получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику.

-расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов);

-при утрате и неумышленной порче изданий заменить их равноценными;

-ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;

-при выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;

-соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки, верхнюю одежду оставлять в гардеробе школы.

1.3. При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут применены административные санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой.)

1.4. Личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.

1.5. Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает административную ответственность либо равноценную замену.

Обязанности библиотеки.

Библиотека обязана:

-обеспечить бесплатный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;

-обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;

-своевременно информировать читателей обо всех видах предоставляемых услуг;

-предоставлять в пользование справочно — библиографический фонд, осуществлять другие формы библиотечного информирования;

-изучать потребности читателей в образовательной информации;

-вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;

-вести устную и наглядную массово-информационную работу (организовывать книжные выставки, просмотры литературы, библиотечные уроки, экскурсию в библиотеку и другие мероприятия);

-систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;

-проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;

-обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов;

-проводить мелкий ремонт книг, привлекая к этой работе библиотечный актив;

-способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией;

-создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;

-обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения.

Заповеди читателя

1. Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии — пища для ума, а рассказы, стихи и сказки — пища для души.

2.Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать — читай с карандашом, делай пометки, выписки

3. Пользуйся оглавлением!

4. Не жалей на чтение ни времени, ни сил.

5. Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она, и запиши.

6. Сравни новые знания с тем, что тебе было известно до знакомства с книгой.

Основные задачи библиотеки.

— Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети)

— Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

— Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

— Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,

— Формирование комфортной библиотечной среды.

— Проведение массовой работы по мере возможности

— Привлекать в библиотеку, как можно больше читателей

Организация библиотечного обслуживания.

— Ведение и обновление элктронного каталога;

— Выполнение тематических, фактических и информационных справок.

— Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности

— Поддержка и обеспечение учебно-воспитательного процесса школы путем библиотечного обслуживания читателей библиотеки:

· на абонементе

· в читальном зале

— Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школы с применением новых информационных технологий.

— Приобщение учеников к массовому чтению художественной литературы, способствовать самообразованию школьников, учителей

— Пропагандировать и рекламировать библиотечный фонд книжными выставками, объявлениями, устными рекомендациями

Массовая работа с читателями:

— Индивидуальное информирование педагогов о новых поступлениях

— Выставки-обзоры поступающих новинок

— Тематические выставки, посвященные юбилейным и памятным датам

— Пропаганда библиотечно — библиографических знаний

— Стимулирование интереса к чтению

— Литературно-творческие игры, увлекательные путешествия с героями книг.

— Обзор посещаемости библиотеки

Формирование библиотечного фонда.

— Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами

— Изучение состава фонда и анализ его использования;

— Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (основной фонд);

— Работа с фондом: проверка расстановки книжного фонда и перестановка его в соответствии с таблицами ББК;

— Оформление подписки на периодические издания, контроль доставки(май, ноябрь);

— Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации

— Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам, в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов.

Работа по сохранности фонда:

— Проверка возвращаемых документов

— Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке

— Организация работ по мелкому ремонту изданий

— Составление списков должников, извещение классных руководителей

— Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

Работа с учебным фондом.

— Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2013 – 2014 учебный год.

— Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)

— Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам

— Ведение журнала выдачи учебников.

— Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений.

— Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013/2014 год администрацией школы

— Осуществление контроля за выполнением сделанного заказа

— Прием и техническая обработка поступивших учебников; оформление накладных, запись в книгу суммарного учета; штемпелевание; оформление картотеки на бумажных и электронных носителях.

  • Информирование учащихся и педагогов о новых поступлениях учебников, учебных пособий,журналов и других вспомогательных пособий.

— Размещение новых учебников в фонде и на сайте школы

— Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

— Работа по мелкому ремонту учебной литературы

— Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.

— Оформление накладных на поступившую учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию

— Сбор, расстановка учебной литературы

— Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы