• Вт. Мар 19th, 2024

Обучение детей с ОВЗ

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Доступ в здания ГБОУ СОШ №2 обеспечен  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вход в здание ГБОУ СОШ № 2

  в среднее  и старшее звено

в начальные классы

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду». В нашей образовательной организации создана « доступная среда».

Информация:

О специально оборудованных учебных кабинетах:  В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

Об объектах для проведения практических занятий:  Для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики,  информатики, спортивный зал.

О библиотеке: В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473 07 Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ.

Об объектах спорта: Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

О средствах обучения и воспитания: 

В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками. Во время проведения занятий в классах, где обучаются   обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

  • Вход в школу оборудован пандусом.
  • При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
  • На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортивный зал.
  • На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната
  • Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения.

 О специальных  условиях питания:   Оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в 2- х разовом бесплатном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.

О специальных условиях охраны здоровья:   Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с Безенчукской ЦРБ» На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляетт   фельдшер Безенчукской ЦРБ. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Работают логопед и дефектолог. В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк, который реализует диагностико – консультативную, методическую и  коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до18 лет. Деятельность ПМПк направлена на  решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием,  обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с  различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума.  С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  организуются  индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого — педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: 

  • В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий,
    в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
    Информационное обеспечение
    В школе имеется официальный сайт, содержащий:
    справочную информацию о школе, её истории;
    · информацию об учителях;
    · материалы и работы учителей и учеников;
    · советы ученикам, родителям по подготовке к экзаменам;
    · новости школы;
    · электронные классные журналы ; и т.д.
    · Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме.
    · Создана информационно-образовательной среда, соответствующая требованиям Стандарта

Об электронных  образовательных  ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 

1.В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.

  1. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
  2. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
  3. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.

Сенсорная комната

В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования — не имеются.

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат- общежитие не предоставляется.

О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — не имеется.

Рекомендуемые онлайн-ресурсы для дистанционного обучения:

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

    Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Новый стандарт утвержден Приказом Минобнауки России № 1598 от 19.12.2014 г. Он представляет собой совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают школы и другие организациях, осуществляющие образовательную деятельность.
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенций ООН о правах ребенка и о правах инвалидов. При разработке стандарта учитывались региональные, национальные и этнокультурные потребности граждан Российской Федерации.

ИНФОГРАФИКА

Инфографика Образовательный потенциал ребенка с ОВЗ
http://минобрнауки.рф/инфографика/6840

Инфографика Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
http://минобрнауки.рф/инфографика/6376

Инфографика Стандарт образования детей с ОВЗ
http://ria.ru/adaptation/20150525/1066376490.html

В  Самарской области  продолжает свою работу Университет ВОРДИ. В этот раз специальная программа «Маршрут помощи детям-инвалидам для качественной жизни их семей «, поддержана Фондом президентских грантов, и  рассчитана на формирование  жизненных компетенций и навыков у 26 детей-инвалидов с ментальными нарушениями школьного возраста (7-17 лет).

РО ВОРДИ Самарской области  реализует в проекте  модель поддержки детей-инвалидов с ментальными нарушениями школьного возраста через создание комплексных междисциплинарных программ помощи и обучение в соответствии с ними целевой группы жизненным компетенциям и навыкам по актуальным видам деятельности, вытекающих из жизненно важных потребностей.

На основе междисциплинарной оценки возможностей ребенка определяются его ограничения и сильные стороны, опираясь на которые, специалисты команды проекта совместно с родителями составляют индивидуальную программу помощи каждому участнику, в соответствии с которой участники изучают и закрепляют жизненные компетенции, а родители при поддержке специалистов вырабатывают индивидуальную стратегию применения этих компетенций в будущем.

Дефектологи, психологи и логопеды  обеспечивают достаточный уровень индивидуальной помощи и поддержки каждому участнику. Всего за проект 26 участников примут участие в 2808 обучающих модулях по формированию жизненных компетенций в соответствии с разработанными индивидуальными программами.

Проект реализации проекта с 01 октября 2022 г. по 31 июля 2023 г.  Подробная информация на сайте samara.vordi.org

Список образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС обучающихся с ОВЗ

Нормативные документы

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2 Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3 Распоряжение Минпросвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
4 Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
5 Приказ Минпросвещения РФ от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
6 Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
7 Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
8 Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
9 Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10 Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч.г.»

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

Положения:

  1.  Положение об организации обучения детей с ОВЗ на дому
  2. Положение об организации инлюзивного обучения детей с ОВЗ
  3. Положение о порядке разработке АООП
  4. Положение о порядке разработки АОП
  5. Положение о разработке и реализации ИУП
  6. Положение об ИУП
  7. Положение о порядке реализации индивидуальной программы реабилитации
  8. Положение о психолого-педагогическом консилиуме
  9. Положение об организации обучения детей с ОВЗ
  10. Положение об оказании логопедической помощи в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Безенчук
  11. Положение о специальной индивидуальной образовательной программе (СИПР) для обучающихся с ОВЗ
  12. Положение о порядке разработки и реализации ИОП

Программа инструктажа работников ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи

Приказы: 

  1. Приказ о назначении ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта
  2. Приказ об утверждении должностной инструкции

Анкета для руководителя ГбОУ СОШ №2 п.г.т. Безенчук по обеспечению введения ФГОС НОО и ФГОС О УО

Соглашение между ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук и «Центром социальной помощи семье и детям Юго-Западного округа»

  1. Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан ГБОУ СОШ №2
  2. Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан ДЮСШ
  3. Паспорт приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан детского сада «Золотой петушок»

 Коррекционная работа

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Все учителя ГБОУ СОШ № 2 прошли курсовое обучение в объеме 72 часа по работе по ФГОС для детей с ОВЗ и по ФГОС для детей-инвалидов.

В штатном расписании школы имеются следующие специалисты для коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:

  • педагог-психолог;
  • логопед;
  • дефектолог.

В настоящее время в школе работают 2 педагога-психолога, 2 логопеда, 1 дефектолог. Дополнительно с обучающимися школы работает психолог ГБУ ЦПП МСП м.р. Безенчукский Самарской области (по договору).

 

Права обучающихся с ОВЗ

Права обучающихся с ОВЗ

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НООО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Самара 2016г

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НООО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Москва 2015

Об организации образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Об учебниках для обучающихся с ОВЗ

Нормативные документы с обучающимися с ОВЗ № 1

Нормативные документы с обучающимися с ОВЗ № 2